Народ
Вот
уже много веков со времени утверждения канонических евангелий христианские
богословы, писатели и просто образованнее, мыслящие люди, имевшие возможность
ознакомиться с первоисточником своей религии (чему церковь, кстати, долгое
время всячески противилась) недоумевали: вот въезжает Господь в Иерусалим
верхом на осле. Еврейский народ приветствует его, как Царя, машет пальмовыми
ветвями, кричит: «Осанна, Сыне Давыдов! Осанна в Вышних!» Однако, не проходит и
пяти дней, как те же люди кричат: «Распни, распни Его!» Невероятно! Немыслимо!
Вот и я говорю – невероятно. Поэтому я и
не верю. А то, чему трудно поверить, не грех и подвергнуть анализу.
Что могло произойти за эти пять дней
с еврейским народом? Почему столь искреннее почитание так скоро превратилось в
столь же яростную ненависть? Церковные историки, не упустив удобного случая
кинуть очередной камень в многострадальный народ, на богоизбранность которого
они неизвестно зачем и на каких основаниях претендуют, а также лишний раз
отвесить комплиментов себе, любимым (что же, известно, сам себя не похвалишь –
никто не похвалит), относят всё
это на счёт
меркантильности еврейской нации.
Мол, в отличие
от утончённых
и духовно чутких
россиян, грубые и
неинтеллигентные иудеи (те
самые, что написали
Ветхий и Новый Завет, между прочим) превратно поняли миссию Исуса исключительно
в плане физического освобождения государства Израиль от римского колониализма.
Жадные семиты также жаждали власти над миром (а типа вы не жаждали и не
жаждете! – О. Б.), однако не желали распространять Слово Божье среди язычников
(если вашими методами – то большое им за это человеческое Спасибо! – О. Б.),
стремясь сохранить свою национальную исключительность (уж кто бы говорил! – О.
Б.). А когда поняли, что по ихнему не выйдет, то разочаровались в Учителе и
выдали Его римлянам. То есть – Исус не захотел вести евреев против римлян, и за
это они тем же римлянам Его отдали на распятие. Правда, тогда не понятно, зачем
римляне распяли того, кто защищал их же интересы?
Однако – давайте рассмотрим всю
последовательность событий. Итак:
ВЕРБНОЕ
ВОСКРЕСЕНЬЕ:
Вход Господень в Иерусалим.
Небогатый еврей по одному слову учеников Спасителя отдаёт
Ему ослицу с
ослёнком (по
тем времена это
было целым богатством,
приблизительно, как если
бы сейчас кто-то подарил проповеднику свою
машину), бережливые горожане устилают Его дорогу своей верхней одеждой, кричат,
не смотря на запреты фарисеев: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!»
Думаю, излишне будет говорить, что здесь евреи, несомненно, за Исуса.
ПОНЕДЕЛЬНИК-ВТОРНИК
По первоисточнику трудно судить, что
именно произошло в какой из дней Страстной седмицы. Да это в данном случае и не
суть важно для нас. Что делает Спаситель в эти дни?
2)
Изгоняет
из храма торгующих и продающих, то есть – менял и продавцов жертвенных
животных, опрокидывает их столы и прилавки. Разбегаются испуганные люди,
мечутся по притвору, блея, белые агнцы, разлетаются, хлопая крыльями, голуби,
катятся по полу золотые, медные и серебряные монеты разных стран и народов.
Вдумаемся: институт частной собственности тогда уже давно существовал, его
никто не думал отменять, до прихода большевиков оставалось почти девятнадцать
столетий. Конечно, церковь – не биржа и не базар, однако менялы были необходимы
для обмена иностранной валюты на еврейские деньги, ведь по правилам того
времени только ими можно было делать церковные пожертвования. А ритуальное
жертвоприношение овец, тельцов и голубей были тогда неотъемлемой частью
богослужения. К тому же торговцы и менялы, несомненно, платили немалую пошлину
храму. И если Исус смог их разогнать, избив плетью, и при этом остаться
безнаказанным, то защитить его могла только безусловная поддержка толпы;
3)
Спорит
со священниками, фарисеями, саддукеями и иродианами, обличая их пороки в весьма
сильных выражениях, отрицает обычаи и предания, чтимые ими наравне с Законом,
хотя и противоречащие ему. Однако фарисеи мало того, что не могут ничего
сделать с Учителем, они сами вынуждены опасаться за свою жизнь (вспомните спор
о том, от чьего имени проповедовал Иоанн и сам Исус). В евангелиях несколько раз повторяется, что
они не взяли его именно потому, что «боялись народа». Итак, к концу вторника
евреи всё ещё за
Исуса;
ВЕЛИКАЯ
СРЕДА
Дальше мы будем следить за событиями
прямо по церковному календарю. Некая женщина принесла кувшин мирра (очень
дорогое благовонное масло) и помазала им голову и ноги Спасителя. Даже ученики
Его возмутились такой расточительности, ведь мирро можно было бы продать, а
деньги раздать нищим. Однако Учитель запретил им её осуждать.
После этого Иуда пришёл
к фарисеям и
предложил им свои
услуги в качестве
осведомителя. При этом
главным требованием нанимателей
было то, чтобы
вокруг Назарянина не
было толпы. Это
однозначно говорит о
том, что и
в среду евреи
были за Исуса;
ВЕЛИКИЙ
ЧЕТВЕРТОК
За два дня до ветхозаветной Пасхи
Христос послал учеников своих, чтобы приготовили всё к
пасхальному ужину. Первый
же встречный человек
безропотно предоставляет им
для этого свой
дом и всё необходимое.
Вечером Исус умывает
ноги своим ученикам,
вкушает с ними на день раньше, чем все иудеи, еврейскую Пасху, затем совершает
Пасху Новозаветную. Потом Иуда уходит и возвращается со стражей. Учителя
арестовывают.
Евреи всё ещё за
Исуса, просто они
спят, как и
положено честным, законопослушным людям, накануне
последнего предпраздничного дня, ведь завтра будет много хлопот, связанных с
приготовлением к Пасхе, а в Субботу уже ничего делать нельзя. Оттого-то и
арест, и последовавший за ним суд над Спасителем совершаются глухой ночью.
|